«В тени» Under the Shadow (2016)
Восьмидесятые годы. Отношения между Ираном и Ираком напряжены до предела. В это время мать с дочерью после отъезда мужа на войну остаются вдвоем в квартире в центре Тегерана. Помимо постоянных бомбежек на их долю выпадает встреча с неведомой зловещей силой.
Режиссер: Бабак Анвари
В ролях: Наргес Рашиди
Жанр: Ужасы
Страна: Иран, Великобритания, Иордания, Катар
Продолжительность: 83 мин.
Мой рейтинг 8/10
IMDB 7,0/10 (4 499 users)
Metacritic 84/100 (20 critics)
Rotten Tomatoes 98%fresh (61 из 62)
Кинопоиск 6,410 (172 users)
Фильм В тени – Что имеем:
Иранский ужастик — это нечто абсолютно новое, неизведанное. Режиссер-дебютант Бабак Анвари построил кино опираясь на уникальную культуру своей страны и исторический контекст.
Камерная история, в каком-то роде история крушения надежд, оборачивается эпичной борьбой со злом. Во главе история молодая мать Шидех: будучи молодой и горячей, она участвовала в студенческих протестах. За это ее отчислили из университета и даже по прошествии времени ректор не берет ее назад. О карьерном провале без устали напоминает толстенный медицинский справочник, подаренный матерью с последним чувственным напутствием. Женщина в перманентной депрессии. От полного краха личности спасает маленькая дочь и достаточно прогрессивный муж. Дома у них видеомагнитофон, что большая редкость для Ирана. Шидех подтянута, по дому ходит не придерживаясь строгих исламских правил, занимается шейпингом, воспитывает дочь. А на пороге война.
Ежедневно Тегеран бомбят. Однажды боеголовка попадает в крышу дома, оставляя в потолке широченную дыру. С этого момента начинают происходить странные пугающие события: скребутся шорохи, шепчут голоса, мучают дурные сны. Ко всем проблемам еще и мужчины уходят на фронт. Мужа призывают в армию. Шидех с дочерью остаются наедине против потусторонних сил.
Опять же, Голливуд из такого сюжета выжал бы примитивный ужастик, закидав историю шаблонами с ожидаемыми резкими звуками и злокачественными призраками. Но Бабак Анвари выплавляет этнический хоррор с ортодоксальным героем исламского фольклора. И не сложно провести параллели с действительностью, где фундаментализм подвергается нападкам либерализма, который тут выступает непредсказуемым злом, сбивающим с ног, а то и вовсе засасывающим в запредельное «ничто».
Первая половина представляет из себя типичное иранское кино, может, чуть более динамичное, без длинных статичных кадров, и нет ощущения, что дальше будет цепкий, прожорливый ужас. А он наступает. И даже клишированные моменты, когда тишина и героиня всматривается в черное окно, и ожидаешь, что будет бу, ты не в силах сдержаться, когда это бу происходит, и вздрагиваешь. Обыгрываются лекала так, что жанр только уплотняется, саспенс кусает, как цербер, нервы натягиваются, и дрожь скользит по телу.
Со времен первого «Заклятия» я не испытывал таких эмоций от хоррора. Ограниченная пространством квартиры история не дает заскучать, эффекты непритязательные, но действенные, смысл толстым слоем проступает сквозь нарратив, и чем больше анализируешь, тем глубже он становится. Поклонники натянутых как пружины ужастиков должны обратить внимание на фильм В тени. Он не разочарует.
Общемировые сборы: $133.324
В США: $31.900
Другие страны: $101.424