«В лабиринте молчания»
Im Labyrinth des Schweigens (2014)
История молодого прокурора Йохана Радманна, в начале 60-х годов обнаружившего сведения о преступной деятельности нацистских надзирателей в Освенциме, что упорно замалчивалось в послевоенное время.
Режиссер: Джулио Риччиарелли
В ролях: Александр Фелинг, Фредерике Бехт
Жанр: Драма
Страна: Германия
Продолжительность: 122 мин.
Мой рейтинг 8/10
IMDB 7,3/10 (5 074 users)
Metacritic 62/100 (19 critics)
Rotten Tomatoes 77%fresh (46 из 60)
Кинопоиск 7,251 (719 users)
Фильм В лабиринте молчания — ИТОГ:
Фильм поднимает очень важную тему умалчивания, якобы во благо государства. Мол, то что было, уже в прошлом и должно там остаться. Но в такой политике упускается одна важная суть — это справедливость. Творившие зверства охранники и надзиратели в польском Аушвице (Освенцим) ссылаются на военное время, что они солдаты и люди безвольные. Но это не так.
После окончания Второй Мировой войны Германию располовинили и та, что стала ФРГ, испытала на себя настоящий экономический бум. Народ быстро оправился от тяжелого поражения, на улицах песни и пляски, немецкая работоспособность делает чудеса, экономика втопила со всей дури, вот только преступления прошлого как-то легко позабылись.
И тут на авансцену сюжета выходит молодой амбициозный прокурор, в чьи руки случайно попала история бывшего узника лагеря, увидевшего одного из надзирателей, работающего школьным преподавателем. Эта история и стала переломной в жизни Йохана Радманна. Она положила начало бурной судебной деятельности, изменившей его, его взгляды на жизнь и политику государства.
Йохана сыграл Александр Фелинг, засветившийся в американском сериале «Родина», где сыграл возлюбленного Кэри Мэтисон. Здесь он куда более статный. Его персонаж эволюционирует, и не сценария ради, а по стечению обстоятельств. Мне импонирует, как раскрывается его характер, как он стучит в разные двери, а там равнодушие, как его ломает боль и несправедливость, как он бежит в аэропорт, чтобы перехватить неуловимого Йозефа Менгеле, как каждая неудача бьет и закаляет его. Удивительно прописанный персонаж и отлично отыгранный.
А вот его любовные отношения показательно кинематографичны. Хоть и не притянуты за уши, но конструктивного в них мало. Только лишний повод отвлечься от тяжелого повествования. Но ближе к концу именно укор, брошенный подруге (Фредерике Бехт), формирует новый образ Йохана.
Что касается главного смысла фильма, то он не ограничен Германией. В истории государств немало случаев, когда ужасы забываются, становятся мифами и сказками, боль стирается из памяти. Но возможно ли светлое будущее, когда недолечена болезнь. Она законсервирована, но анализ отсутствует, глаза закрыты, лень и нежелание знать правду ставят крест на справедливом исходе. Тема важная и необходимая.
Свобода формируется в пути, наполненным страданиями, а не через амнезию.
«- Хотите, чтобы каждый юный немец спрашивал себя, не убийца ли его отец?..
— Я хочу, чтобы молчание и ложь прекратились».
В общем, фильм В лабиринте молчания трогает душу и сердце, предлагает пищу для ума, но не грузит, не вгоняет в депрессию, а просто не умалчивает. Преступление и наказание, как стрелки часов, обязательно встретятся.
Общемировые сборы: $4.239.406
В США: $794.452
Другие страны: $3.444.954