«Убийство священного оленя»
The Killing of a Sacred Deer (2017)
Во время операции погибает пациент. На кардиохирурга Стивена Мерфи выходит сын погибшего и требует ответной жертвы. Вскоре неведомая болезнь постигает сына Стивена – у него отказывают ноги и абсолютно пропадает аппетит.
Режиссер: Йоргос Лантимос
В ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман
Жанр: Триллер
Страна: США, Великобритания, Ирландия
Продолжительность: 121 мин.
Мой рейтинг 8/10
IMDB 7,7/10 (12 354 users)
Metacritic 73/100 (45 critics)
Rotten Tomatoes 79%fresh (161 из 203)
Кинопоиск 7,718 (429 users)
Фильм Убийство священного оленя — ИТОГ:
Углубился я в рассуждения, полез в религиозные тексты, в языческие сказания, в мифологию, чтобы только разгадать новую драму из бетона и стекла греческого авангардиста Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя».
С мифологией все понятно. Фильм основан на трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Ифигения в Авлиде», в которой аргосский царь Агамемнон после убийства священной лани богини Артемиды должен отдать ей должок и принести в жертву собственную дочь Ифигению. Скажете, спойлер? Неа… Это же Йоргос Лантимос «Клык», «Лобстер».
С языческими сказаниями сложнее и менее сочно, скорее призрачно, чем плотно. У славян в свое время олень считался олицетворением предков, он переносил души умерших в загробный мир, был образцом смелости и силы. В фильме отчетливо проходит связь между родителями и детьми, между отцом и сыном. Но эта связь скорее из следующих абзацев, более мрачных и неоднозначных. Тут же я отмечу, что отец должен выступать решительным плодородным мужчиной с бульдожьей хваткой, хранителем семьи и очага. Персонаж Колина Фаррелла «Фантастические твари и где они обитают», «Роковое искушение» Стивен Мерфи не такой. Он флегматичный и бесстрастный, впрочем, как и все, кто имеют слова в фильме. Но в нем есть характер, и есть что-то языческое, он лекарь, но со слабиной. Он похож на злобного, но беспомощного пса, который рычит и лает, а пасть его без зубов, и он, понимая тщетность протеста, поджав хвост и прикрыв глаза, полагается на случай.
С религиозными аллюзиями в фильме я максимально бодался, потрошил, искал точки соприкосновения, но выискал только злую усмешку. В христианстве убийство оленя грозило человеку смертью, ведь в рогах его крест. И название, несмотря на отсылку к старинной трагедии, явно говорит, что в фильме будет смерть и этого не избежать. Что касается персонажа Мартина (Барри Кеоган «Дюнкерк») – сына умершего пациента во время операции, которой руководил кардиохирург Стивен Мерфи, — то он оперирует ветхозаветным высказыванием Господа «перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» из Левита (гл.24, ст.20). Говорит он Стивену, мол ты убил моего отца, теперь ты должен убить члена своей семьи. Говорит расстроившись, обозлившись, что Стивен отверг его и его мать (Алисия Сильверстоун). И слова его проклятьем легли на семью Мерфи. Первыми, как и полагается, пали дети, у которых отказали ноги и пропал всякий аппетит. Эпилогом же их жизни должна стать кровь из глаз, предвещающая немедленную смерть.
Кровь же ярким символом проходит по фильму, таким же ярким, каким она выступает в религии. Во-первых, в ней запрятана душа. Во-вторых, она смывает грехи. По сути, греческий автор на протяжении фильма четко дает понять, кто с душой, а кто бездушный, кто с грехом, а кто очищен от него. В самом начале картины в родительской комнате идет странная сексуальная игра. Анна Мерфи (Николь Кидман «Чужая страна», «Лев», «Большая маленькая ложь») пластается на кровати и делает вид, что она под наркозом. Стивен мастурбирует, а после наваливается на «бездыханное» тело жены. Душа уже покинула ее. С менструальной кровью она ушла из дочери. С кровью из глаз она оставила сына. И только Стивен остался тем созданием Божьим, кого Господь сотворил по образу своему. Так же Стивен родил детей своих, а его пациент родил Мартина. Копирование образа. Последующее поколение в рабской зависимости от предыдущего. Отчаянная речь дочери о собственном ничтожестве, о том «что ты меня породил, ты меня и убьешь», ножом проходит по свободным убеждениям. Способ шокировать или откровение? Воинствующий шовинизм?
Фильм Убийство священного оленя соткан из стерильных коридоров больницы, вкрадчивого зума, абсурдных диалогов, тошнотворных тайн (особенно про детство и мастурбацию), радикальных мыслей (вершина – рассуждение про убийство ребенка, как минимальное из потерь), абсолютной инфантильности родителей, дьявольского обаяния Мартина, и других ярких, запоминающихся моментов. Это безупречный артхаус. Медленный, злой, неповторимый.
Сборы на 14.12.2017
Общемировые сборы: $4.355.869
В США: $2.252.193
Другие страны: $2.103.676
поздравляю, довольно глубоко копнули, и точно описали образ, но кем он является определить не смогли, надо еще глубже копать в киноискусство.