«Развод Надера и Симин» Jodaeiye Nader az Simin (2011)
У супружеской пары возникает дилемма: уехать из страны, чтобы улучшить жизнь своего ребенка, или же остаться и ухаживать за отцом Надера, страдающего болезнью Альцгеймера.
Режиссер: Асгар Фархади
Жанр: Драма
Страна: Иран
Продолжительность: 122 мин.
Мой рейтинг 9/10
IMDB 8,4/10 (134 902 users)
Metacritic 95/100 (41 critics)
Rotten Tomatoes 99%fresh (148 из 149)
Кинопоиск 7,918 (8 015 users)
Фильм Развод Надера и Симин Отзыв — ИТОГ:
Иранский кинематограф для меня оставался и будет оставаться загадкой. Но какой-то странный непреодолимый позыв заставил меня посмотреть фильм Развод Надера и Симин, и честно говоря, с первых минут кино захватило мой интерес.
Фильм начинается с кадров в суде, где жена Симин (Лейла Хатами) подает на развод, чтобы иметь возможность уехать из страны, так как Надер (Пейман Моаади) не хочет уезжать, потому что у его пожилого отца болезнь Альцгеймера, и он не может его оставить. Одним из главных вопросов развода является с кем останется их 11-ти летняя дочь Терме.
Пока идет процесс развода, Симин переехала к родителям, а Терме (Сарина Фархади) осталась с отцом, в надежде, что мама одумается и вернется. Но не все так просто. Надер нанимает сиделку Разье для своего отца. У нее маленькая дочь, которая постоянно с ней ходит, и как оказалось, женщина еще и беременна. И однажды, когда Надер возвратился пораньше с работы, он увидел лежащего на полу отца, а сиделки в квартире не было. Через некоторое время она вернулась, и тогда Надер обвинил ее в краже денег и насильно выставил из квартиры, да так, что женщина упала на лестницу. Этот роковой поступок стал причиной выкидыша. И тогда муж Разье написал заявление в полицию, обвиняя Надера в убийстве их нерожденного ребенка.
Да, сюжет в пересказе звучит достаточно мелодраматично, напоминая мыльную оперу, но это лишь поверхность, а внутри глубокие чувства, мощное повествование и потрясающие актерские работы, особенно запомнилась Сарина Фархади, ее по-детски невинные глаза, наполненные грустью, еще несколько дней не давали покоя. Диалоги, логика действий, все это на высшем уровне.
Удалось и погружение в аутентичность Ирана, его самобытную культуру, где не все так плохо, как кажется, но гендерное неравенство сильно, при этом женщины не настолько угнетены, как можно было ожидать.
Понравилось, как тонко Асгар Фархади показывает отношения персонажей, не заигрывая с какой-то стороной, не давая оценок никому, не превознося чью-то точку зрения, отдавая дань каждому, даже неприятному и неправильному, оставляя для зрителя право выбирать, кто прав, а кто виноват. Но одно точно прослеживается, это мелочная сущность человека, слабого, падкого на простоту, как муж Разьи, погрязшего в долгах, неработающего, для которого трагедия с ребенком с одной стороны боль и ужас, с другой – шанс выбить побольше денег из предполагаемого обидчика, наплевав на правду, прикрываясь религией, как щитом.
Забудьте о предрассудках и посмотрите фильм Развод Надера и Симин. Это мощное, реалистичное кино, мастерски снятое, поднимающее многие важные в жизни человека вопросы, как ответственность перед родителями, любовь, честность. Многие пласты смысла улавливает лишь подсознание, делая заметки, анализируя. Не зря, даже когда пошли титры, не хочется выключать, атакуют различные мысли, и это истинная ценность кино.
Общемировые сборы: $19.899.055
В США: $7.099.055
Другие страны: $12.800.000