«Рай на Западе» Eden a l`Ouest (2009)
Путешествие нелегала Элиаса автостопом от нудистских пляжей Средиземного моря до заполненных людьми улиц Парижа.
Режиссер: Коста-Гаврас
В ролях: Риккардо Скамарчио
Жанр: Драма
Страна: Франция, Италия, Греция
Продолжительность: 105 мин.
Мой рейтинг 8/10
IMDB 6,9/10 (1 986 users)
Rotten Tomatoes 86%fresh (6 из 7)
Кинопоиск 7,336 (181 users)
Фильм Рай на Западе — ИТОГ:
Суровая и как никогда актуальная картина «Рай на Западе» от греческого ветерана Коста-Гавраса медленно раскачивается, чересчур засиживаясь в стенах греческого отеля, потом срывается в безумный трип по разношерстной Европе.
Я случайно набрел на этот фильм через «Джон Уик 2» и, соответственно, итальянского актера Риккардо Скамарчио, который тут играет нелегального иммигранта Элиаса, следующего из своего неназванного «ада» в так называемый «рай», который сформировался в его голове после встречи с приезжим в отель иллюзионистом и обрел черты Парижа.
Фильм начинается с допотопного корабля, набитого доверху грязными, чумазыми нелегалами, тем, как они избавляются от прошлой жизни, разрывая на кусочки паспорта, одержимые оптимизмом, внезапной (а может и запланированной кем-то) встречей с береговой полицией и побегом нескольких из них, среди которых оказывается главный персонаж, плохо изъясняющийся на любом из европейских языков, потрепанный и покрытый страхом. Элиаса море выкидывает аккурат на нудистский пляж, где он смекнув остается без одежды, таким образом фигурально избавляясь от прошлого, ворует чью-то форму, впервые примеряя на себе чужой образ. В дальнейшем его не раз будут принимать за других людей.
Режиссер Коста-Гаврас таким образом показывает сущность Элиаса, его экзистенциальное состояние — он никто, он парит между мирами, уже не домашний, но и не принятый райской Европой.
Его постоянно хотят! Что мужчины, что женщины. Используют его как безымянное тело, как живую эротическую куклу. Это говорит об одержимости европейцами сексом, о распущенности? Или же о влечении к неизведанному, к Востоку?
Риккардо Скамарчио создает потрясающе живой образ. Ему сопереживаешь от и до. Он как пещерный человек – мечется, страшится, бегает. Его используют, за ним охотятся, ему помогают. Он переживает целую гамму эмоций. Использует любую возможность, чтобы двигаться к мечте – язык мой друг мой – еще с открытой душой, он доверяет людям.
Европа же глазами Коста-Гавраса та еще «райская» земля – нищая, запутавшаяся, под полицейскими дубинками и бесконечными проверками документов, с оазисами гламура, меркнущего на фоне нелегалов, цыган и разного рода безответственных личностей. И в этом вечном колесе бежит Элиас.
Мне фильм Рай на Западе невероятно понравился, в нем достаточно юмора, иронии (ей пропитаны сцены с унитазами), интересных символов, ощущается рука режиссера. Прослеживаются его мысли, толстым слоем размазанные по сюжету, что рай не на Земле, и хорошо, где нас нет, что люди разные и благостная жизнь не ждет тебя за поворотом, что чудес не бывает, и далее по списку, откидывая в угол розовые очки. Фильм хорош и как роуд-муви, и как социальная драма. Советую!
Общемировые сборы: $2.187.283