«Платформа» El Hoyo (2020)
Главный герой оказывается в прогрессивной тюрьме, многоэтажной башне. На каждом этаже содержатся по двое заключенных. Тюремные обители соединены дырой посреди комнаты, через которую раз в сутки опускается платформа с едой. Идет она с верхнего уровня, забитая яствами. И чем ниже уровень отсидки у арестантов, тем меньше шансов у них отобедать.
Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия
В ролях: Иван Массаге, Антония Сан Хуан
Жанр: Триллер
Страна: Испания
Продолжительность: 94 мин.
Мой рейтинг 8/10
IMDB 7,0/10 (16 083 users)
Metacritic 73/100 (11 critics)
Rotten Tomatoes 83%fresh (38 из 46)
Кинопоиск 7,106 (1 316 users)
Фильм Платформа — ИТОГ:
Давненько я ничего настолько крепко держащего за грудки не смотрел. Напряжение не спадает до финальных титров, иногда так мощно бьет по нервам, показывая животную сторону человека, что становится неуютно и волнительно от факта, что и я, возможно, действовал бы не иначе, окажись в похожих условиях.
Главный герой Горенг (Иван Массаге) по собственной воли оказывается внутри многоуровневой тюрьмы, на 48 уровне в квадратной комнате с дырой в полу и потолке, с Мигелем де Сервантесом под мышкой, и с опытным соседом Тримагаси (Сорион Эгилеор), который посвящает его в детали системы.
Раз в сутки с верхушки вертикальной структуры спускается платформа, набитая едой, и те кто на высшем уровне, довольствуются нетронутым ассортиментом. А дальше уже по остаточному принципу. Про запас ничего не оставить. Как только ты решаешь приберечь еду, комната нагревается до тех пор, пока ты не избавишься от припаса. Раз в месяц заключенным меняют уровень. И если ты сегодня на первом, то скоро можешь оказаться на самом дне.
Герои в фильме существуют в основании пирамиды потребностей Маслоу. Так декларирует Тримагаси, тип однозначно неприятный, оказавшийся в тюрьме за непредумышленное убийство. Он был и наверху, и внизу, и знает, как жестко выворачивает разум голод. И говорит, говорит. Он так удивлен, Что Горенг взял с собой книжку «Дон Кихот». Сам он взял самозатачивающийся нож. Как знал, что эстетические потребности будут невостребованными.
Картина не церемонится с героями, жестокость порой зашкаливает, садизм физический соседствует с инстинктами, которые и подпитывают ужас, что творится. Кровавый капитализм кувалдой сплющивает романтичный коммунизм. Элита с верхних уровней так откровенно жирует, что даже позволяет себе секс, немыслимый для голой нищеты. Пытается наполнить впрок если не пузо, то воспоминания.
Из минусов, а точнее минус у картины единственный – отсутствие внятной концовки и, соответственно, высказывания, авторского отношения к безумию, что творится в картине. Получается шок ради шока. Та мысль, что озвучил в концовке режиссер Гальдер Гастелу-Уррутия – пошлая в своей простоте, как будто сглаживает те острые наблюдения, аллегории, сатиру, что сделали из камерной истории кровавый оттиск низменных желаний человечества.
И фильм Платформа — крутой, кошмарный, без шелухи, он выворачивает наизнанку человека правильного, бесстрашно и радикально, но который испугался собственного радикализма и ушел в лирику. Жаль.
Общемировые сборы: $383.297
В Испании: $239.594
Другие страны: $143.703