«Мотылек» Papillon (2017)
Профессиональный вор по прозвищу «Мотылек» получает пожизненный срок за убийство, которое не совершал. Его отправляют во Французскую Гвиану. Там, под тропическими лучами, его ждет множество испытаний на пути к свободе.
Режиссер: Михаэль Ноер
В ролях: Чарли Ханнэм, Рами Малек
Жанр: Приключенческая драма
Продолжительность: 133 мин.
Мой рейтинг 7/10
IMDB 7,0/10 (4 715 users)
Metacritic 52/100 (29 critics)
Rotten Tomatoes 53%fresh (46 из 87)
Кинопоиск 7,576 (3 199 users)
Фильм Мотылек 2017 года — ИТОГ:
Основанный на одноименном автобиографическом романе Анри Шарьера, а также на картине Франклина Шаффнера 1973 года, фильм Мотылек рассказывает духоподъемную историю французского медвежатника и авантюриста, попавшего на пожизненную каторгу в Южную Америку по ложному обвинению в убийстве. Превозмогая боль и выдержав немало жутких испытаний, он не сломался и до конца искал свободу.
Фильм быстро начинается, трусцой подтягиваясь к увлекательной интриге, к путешествию в один конец, во Французскую Гвиану, в страшную тюрьму с бетонными полами, кучей заключенных и скотскими законами. Анри Шарьера обвинили в убийстве, явно по доносу, и прямо из постели любовницы (Ив Хьюсон) увезли в тюрьму, где быстро и без проволочек опустили в чан с пожизненным дерьмом. И в плавание. Там, на корабле, он познакомился с тощим финансистом Луи Дега, имевшего за пазухой наличность, и предложил свои услуги телохранителя. Так рыночные отношения двух арестантов прошли чрез весь сюжет, извергнув пафос в трогательном финале.
В романе Луи Дега терялся посреди сюжета, но в экранизациях его протаскивают до конца, он смыслообразующий персонаж, растягивает горизонт характера Анри Шарьера. Рами Малек «Мистер Робот», «Богемская рапсодия» отлично преображает своего героя, он из трусливого придатка превращается в окрепшего экзистенциального философа, вольного страдальца. Очки ему к лицу. Он хуже смотрится, чем Дастин Хоффман из оригинала, нет паранойи и авантюризма, но виден стержень, который тянет драматические мускулы.
С Чарли Ханнэмом «Тихоокеанский рубеж», «Затерянный город Z» дела запутаннее. Он обладает волевым лицом, живой улыбкой и выточенным телом. И все это не сразу начинает действовать. Еще в Париже, в самом начале, уж больно он похож на средневекового Артура, тот же азарт, вальяжный променад и самоуверенность. И только в середине, когда его держали в одиночке, он худел, бледнел, глаза теряли свет, тогда он перестал быть романтизированным альфа-самцом и стал человеком.
Фильм держит в напряжении, интрига тащит за собой, сменяя издевательства оптимистичными побегами, ошпаривая кипятком капканов, чтобы вновь взлететь, поэтизируя надежду о свободе. Показано все максимально жестко, бой в душевой, как в «Предрассветной молитве», иссякший торс, как в «Машинисте», декапитация, как в молодежных слэшерах, злой надзиратель, как в «Тюряге». Но даже в эти показательные моменты фильм не сползает в чернуху. Он держит нос по ветру, за своим героем, на свободу.
Мне не хватило глубины Анри. Уж больно он был крепок психологически. Как? Почему он не сломался в тех кошмарных условиях, сродни аду, в которых жил годами? Сила духа? Каменный характер? Бессмертное свободолюбие? Догадки. А так, фильм Мотылек проносится бегом, жизнь так полна у персонажей, так испещрена событиями, что можно насладиться и не влезая в душный мир характеров.
Сборы на 28.10.2018
Общемировые сборы: $4.516.580
В США: $2.335.896
Другие страны: $2.180.684