«Манчестер у моря» Manchester by the Sea (2016)
История нелюдимого бостонского сантехника, после внезапной кончины старшего брата назначенного опекуном шестнадцатилетнего племянника.
Режиссер: Кеннет Лонерган
В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс
Жанр: Драма
Продолжительность: 136 мин.
Мой рейтинг 9/10
IMDB 8,4/10 (21 889 users)
Metacritic 96/100 (52 critics)
Rotten Tomatoes 96%fresh (203 из 211)
Кинопоиск 8,143 (599 users)
Фильм Манчестер у моря – Что имеем:
Фильм Кеннета Лонергана, снимающего по одной картине в восемь лет, почти год уже ходит в фаворитах как у критиков, так и у зрителей — со времен кинофестиваля Сандэнс января 2016 года и до нынешней премии Оскар, где он один из главных претендентов на лучший фильм года вместе с картинами «Ла-Ла Ленд» и «Лунный свет».
«Манчестер у моря» сугубо авторское кино с нелинейным пунктирным сюжетом, с живыми, объемными героями. Во главе истории хмурый работяга Ли Чендлер (Кейси Аффлек «Убийца внутри меня», «Интерстеллар», «Три девятки») — внешне невозмутимый одиночка с исковерканной судьбой, механически выполняющий свою работу по чистке туалетов, вечерами просиживающий в баре в надежде набить кому-нибудь морду и отхватить по своей.
В один из дней умирает его брат. Сердечный приступ. Ли принимает трагическую новость с невозмутимостью древнегреческой скульптуры. С этого момента его однообразная аскетичная жизнь вновь обретает контуры, а в памяти всплывают образы из драматического прошлого.
Под завывания оркестра по крупицам Кеннет Лонерган «Ты можешь на меня рассчитывать», «Маргарет» складывает жуткий, мучительный пазл, кое-где видны окровавленные осколки, опустошенность, но выделяется тупая прогрессирующая боль. В прошлом, что все отчетливее проступает, хранится нагромождение судьбоносных решений, спаянных из глупости, алкоголя и безответственности. И чем дольше Ли находится в своем родном городе Манчестер бай зе си, тем сильнее зритель проникает в его душу, что он оградил от других людей глубоким рвом и высокими стенами. Единственное, что может сгладить бурную рефлексию, подточить стены отчаяния, осушить воду безразличия – так это ответственность за племянника. Ответственность пугает Ли, но он осознает, что это та самая нить, которая вытащит его из трясины.
Джо Чендлер неспроста оставил своего сына младшему брату. Он верил в него, когда все вокруг отвернулись и тот стал изгоем, что и стало причиной его отъезда в Бостон. Однофамилец своего героя Кайл Чендлер «Кинг Конг», «Кэрол» не теряется на заднем плане, передает едва заметными штрихами заботливого брата.
Главная же звезда фильма – его мотор – это Кейси Аффлек. Я давно был уверен, что он куда круче, куда талантливее в актерском плане своего более звездного брата Бена. И фильм Манчестер у моря это доказывает. Кейси Аффлек живет ролью, он метафизичный, его вид удручает, его эмоции на вес золота, неподдельные, растерянность в глазах, сквозящая сквозь каменную маску лица, и конечно те сцены, где он съеживается, бьют кувалдой по душе. Замечательная игра, достойная наивысших наград.
Помогает ему раскрыться скромная серая мышка, проведшая большую часть фильма за кулисами, но в те моменты, когда Мишель Уильямс появлялась, она творит историю. Случайная встреча после похорон – это нечто невыносимое. Такого напряжения я не испытывал давно. Актриса, мастерством превосходящая многих из своего поколения, запомнилась еще в «Острове проклятых», да и в недавнем артхаусном хите «Несколько женщин».
Третьим важным персонажем выступает Патрик Чендлер, как раз таки паренек, оставшийся без отца – обычный подросток с подростковыми желаниями и проблемами. Если внешне смерть отца он перенес стойко, без депрессии, то эта показательная безразличность аукнулась довольно быстро, и мелочь, как замороженная курица, вызвала в нем приступы паники. Дальнейшим катализатором психологических проблем выступила и сбежавшая давным-давно мать (Гретхен Мол «Доктор Шанс»). Долгожданная встреча с ее облагороженным образом, конечно, подкосила малоопытный характер героя. За актерские прелести сыгравший взрослого Патрика Лукас Хеджес отхватил номинацию на премию Оскар за второплановую роль.
Помимо мрачных моментов в картине есть образ добра и связующего символа – это лодка. На ней Джо, Ли и Патрик выходили на рыбалку. Семья. Которая развалилась. Но не умерла. Именно поэтому Ли находит способ починить двигатель и спасти лодку от продажи. И вот они он со взрослым Патриком и его девушкой отправляются на прогулку. И впервые за многие кадры лицо Ли выражает не только болезненное равнодушие, но и радость, облегчение и некую уверенность. Уверенность в будущем, которое до этого было эфемерной бездонной пропастью.
Сплел же все части воедино сценарист и режиссер Кеннет Лонерган, выдавший свой лучший перфоманс. Сотворивший шедевр. Его стиль в том, что он не живописует, он описывает события, словно они реальны. Описывает интимные переживания персонажей, отлитые в меланхоличную печаль. Делает это настолько тонко, что едва можно уловить его замысел, увидеть его посыл, он практически бесцветен в промозглом пространстве картины.
Фильм Манчестер у моря тот редкий случай, когда эмоции в нем не притянуты за уши, показаны без пафоса и грубой сентиментальности. Они пластично вживлены в сюжет, обрамляют его, как лепнина потолок. А фоном, ощущаемым, словно плач ребенка, идет музыка. Минорная. Тоскливая. Но даже в той показательной мрачности и безысходности есть место обычным человеческим радостям, когда ты не одинок, когда есть семья. И какие бы бесы не раздирали твою душу, такие моменты ценятся и помнятся.
Сборы на 26.01.2017
Общемировые сборы: $40.196.408
В США: $39.178.692
Другие страны: $1.017.716