«Халифат» 1 сезон Kalifat Season 1 (2020)
Сотрудницу нацбезопасности Швеции Фатиму предупреждают, что в Стокгольме готовится теракт. Информатором выступает жена джихадиста прямиком из Исламского государства.
Режиссер: Горан Капетанович
В ролях: Гизем Эрдоган, Алиетт Офейм
Жанр: Триллер
Страна: Швеция
Продолжительность: 8 эпизодов по 46 мин.
Мой рейтинг 8/10
IMDB 8,2/10 (10 426 users)
Metacritic -/100 (critics)
Rotten Tomatoes -%fresh (из)
Кинопоиск 7,888 (586 users)
Сериал Халифат 1 сезон — ИТОГ:
Буду интуитивно выхватывать из сериала знаковые моменты, которые повлияли на ход событий или же запали мне в душу, анализировать их или обозревать, чтобы вы могли понять, что из себя представляет сериал Халифат, или соотнести мои триггеры со своими, если уже знакомы с проектом.
Начну с Хусама и Первин — молодой семейной пары из Ракки, центра идеалистического государства для фанатиков и вербованных, по сути разрушенного, охраняемого вооруженными боевиками-буквалистами концлагеря с драконовскими законами. Он член игиловских джихадистов, она его несчастная жена с маленьким ребенком, без прав и перспектив. Почти.
Шанс появляется с мобильником, которым настрого запрещено пользоваться женщинам, поэтому он спрятан и пользуется им Первин под диким напряжением, пронизывающим ее и зрителя. Она на связи с агентом нацбезопасности Швеции Фатимой, единственной надеждой на спасение, на возвращение в Швецию из пыльных стен милитаристского государства. Фатима — дама увлеченная, порой так сильно, что показательна ее фраза, брошенная на эмоциях, мол пусть умирает. Она изводит себя, и каждый звонок для нее живительный.
Международные звонки проходят через весь сезон, растрясывая до предела и без них взвинченное шоу. Каждый диалог по воздуху состоит из попыток вырвать часть информации — с одной стороны для надежды на спасение, с другой — на предотвращение теракта. Диалоги, как консервный нож, вскрывают глубину характеров, пределы их возможностей, ширину ответственности, совести и страха.
Ступая по мелководью сюжета можно испытать пронзительное чувство ужаса, распить симпатию к простым, увлеченным или завлеченным людям, мученикам духа, отбросившим плоть как ненужную одежду, единожды примерив ее поутру, не прогулявшись и не насладившись. И тут же испытать облегчение, что не в этой мистической лодке, забитой до отвала условностями, а в лодке агностической, с физикой — осязаемой и живой находишься.
А вот если нырнуть, стряхнув пыль чувств, пытаясь проследить логику событий, пощупать персонажей за их мотивы, то можно угодить в обилие пустот, заметных в упорном и скрупулезном поиске. На дне будет отлично сбитый скелет с тонким, почти прозрачным слоем мяса, накиданного драматургии ради. Но тонким слоем, потому что времени мало, а история стремительная, характеры, как коршуны, рвут плоть развития и жиреют.
Тут и семейные драмы, в Ракке — «городе мечты» и в Швеции — семье эмигрантов, и полицейская возня с оборотнями, побегами и самоуправством, и радикализация подростков и слабых, беспринципных преступников руками опытного манипулятора, и убийство, и зудящее напряжение.
Конечно, радикализация сестер и их подруги мне показалась чересчур стремительной и поверхностной. Она не оправдана подростковой любознательностью и поиском себя, и не объясняется манипулятивным характером отношений с Иббе (Ланселот Нкубе «Нормальные люди»), опять же из-за несистемных сцен. Но объясняется сценарием, где опущено, как мысль материализуется. Вот ее нет, а вот она уже в хиджабе, символе веры…
Исламский фундаментализм — не та тема, в которой я хоть каплю эксперт. Все мысли, рожденные увиденным, не более чем ответная реакция на художественные ремарки авторов, ремарки качественно упакованные, с жанровым блеском, для меня. Сериал Халифат 1 сезон пугает простотой, с которой люди становятся жестокими, расписывают жизни других своими убеждениями, часто эфемерными и ошибочными…