«Джокер» Joker (2019)
История перерождения наивного клоуна Артура Флека в одного из самых одиозных злодеев – в психопата Джокера.
Режиссер: Тодд Филлипс
В ролях: Хоакин Феникс, Зази Битц
Жанр: Триллер
Продолжительность: 121 мин.
Мой рейтинг 9/10
IMDB 9,1/10 (114 490 users)
Metacritic 58/100 (55 critics)
Rotten Tomatoes 69%fresh (272 из 392)
Кинопоиск 8,385 (39 015 users)
Фильм Джокер — ИТОГ:
Отмеченный на кинофестивале в Венеции как «лучший фильм», что с лентами по комиксам впервые, с высочайшим рейтингом на IMDB, идущий только у критиков с попеременным успехом, фильм Джокер наконец добрался до кинотеатров через месяц после премьеры.
И перед нами весьма спорное, в какой-то мере опасное кино, рассказанное простым языком, от этого еще более страшное. Все четко и понятно, причинно-следственные связи сохранены, и, несмотря на очевидную психическую болезнь Артура Флека, ему легко сопереживать, особенно вначале, когда над ним издеваются то мальчишки, то коллеги, а он не может понять, он ли такой, или общество вконец оскотинилось. Даже когда его мрачный и довольно хрупкий внутренний мир под давлением несправедливости и черного прошлого сдувается как воздушный шар и рождается новый герой, даже в этом случае сопереживаешь. А это противно – сочувствовать убийце. Поэтому грань, нащупанная Тоддом Филлипсом – невероятно тонка и может так резануть зрителя, такие пыльные желания из углов вытянуть, что искусство перестанет быть искусством.
Что удивительно, но для Тодда Филлипса картина — шаг в неизвестность. До нее он только комедии писал и снимал «Мальишник в Вегасе», «Старая закалка», «Парни со стволами». А тут сразу и комикс, и драма, и маргинальная философия. Но Тодд справился. Со вторым сценаристом Скоттом Сильвером они придумали трагическую судьбу герою. Она вместила домашнее насилие, социальное угнетение, психические расстройства и бесталанность. И все это поместили в начало восьмидесятых в Готэм-сити, когда он утопает в грязи и мусоре, а серые бетонные коробки рассечены неподъемными лестницами в небеса, когда в нем процветает «эффект Матфея» — богатые богатеют, а бедные беднеют.
И в это время мы встречаем Артура Флека. Он уже в тяжелом состоянии. В депрессии, с мрачными мыслями, он ходит к государственному психологу, сидит на лекарствах, ухаживает за матерью-инвалидом, и бесконечно одинок и несчастен. Но и в этом черном мире он работает, скорее всего за нищенскую зарплату клоуном на заказ, оставляет в своей изломанной тетрадке записи, комедийные скетчи, мечтает стать стендапером. Еще не потерян, и радикальность раковыми клетками не въелась еще в душу. Он даже знакомится с соседкой, ее играет Зази Битц «Атланта», «Дэдпул 2». Но механизм уже запущен, и мы все знаем. И чтобы не делал Артур Флек – появление Джокера неизбежно.
Другое дело, что Тодд Филлипс тянет, он держит напряжение с садистским упорством и не разряжает обстановку. Он упивается Хоакином Фениксом «Гладиатор», «Мастер», «Тебя никогда здесь не было», худым и страшным. Его мучениями, его костями и стекающей по ним пятнистой от ударов коже. И долго и томительно мы ждем, когда прорвется насилие на экран. И на душе неспокойно. Ты хочешь крови, лишь бы не смотреть на мучения. И кровь проливается. В метро три отморозка с Уолл-стрит пристали к девушке, у Артура затрещал его патологический смех, — и мы стали свидетелями момента, который изменил и Артура, и общество Готэма, и вспорол психологическую драму стремительным насилием. Произошло осеменение. Рождение будет чуть позже. В палате матери. А мускулы у нового создания появятся на шоу Мюррея Франклина. И символично, что последнего сыграл Роберт Де Ниро. Именно два образа, созданных классиком, праотцы нынешнего Джокера, — это Трэвис Бикл из «Таксиста» и «Король комедии» Руперт Папкин.
Так, с помощью реверансов и выдающейся актерской игры, зудящей музыки и угнетающей атмосферы, почти не прикасаясь к комиксовой вселенной, — в сюжете только маленький Брюс Уэйн и его богатые родители, — режиссер показывает слом личности, органично вплетенный в мизантропский и безгранично дискомфортный сюжет. Фильм Джокер — еще один артхаус в дорогой обертке вслед за недавним «Ad Astra», не идущий на поводу у современных тенденций и изучающий боль мужика.
Общемировые сборы: $
В США: $
Другие страны: $